Как состарить мебель в домашних условиях
Состаривание мебели в стиле прованс своими руками
Что такое прованс? Это стильная небрежность, потертость, налет старины, оставшийся на вещах, использование натуральных материалов и изящная простота форм в сочетании с романтическим незатейливым декором. Говорят, что обставив свою квартиру в соответствии с требованиями, предъявляемыми этим популярным направлением к дизайну, вы поселите в доме атмосферу деревенского жилища, расположенного на юге Франции. Заманчиво, а главное необычно. Мне этот стиль нравится своей простотой и неброским шармом. В этой статье я расскажу, как мебель из состаренной древесины может преобразить пространство и стать магнитом для гостей с хорошим вкусом.
Гость из другого века или ода провансу
Да, это те самые стулья и комоды, диванчики и табуретки, которые могут стать полноправными деталями стильного интерьера. Кто сказал, что старое – значит некрасивое? Или что всему, что облупилось и потрескалось, место на мусорке? Уверяю вас, люди специально покрывают новую мебель налетом патины, наносят сколы и трещины, чтобы та сошла за антикварную.
Итак, хотим, чтобы комната отличалась от множества других, и сделаем это – поменять дизайн гостиной или кухни и наводнить помещение искусственно состаренной мебелью, как на фото в интернете, никогда не поздно.
Какими должны быть детали интерьера в стиле прованс?
– Актуальные акценты в вашей гостиной или спальне – комоды, покрытые лаком, картины на стенах, кресла и пуфы, тумбочки и банкетки, туалетные столики – все то, что незаслуженно забыто почитателями стиля хай-тек. Их отличительная особенность – пастельные тона, едва заметные следы старины – патина, трещинки, легкая потертость поверхностей.
– Предметы интерьера малых форм нежно любимы фанатами французского прованса. Взять хотя бы банкетку – на ней удобно сложить вещи, на ней же можно просто посидеть и отдохнуть. Выглядит стильно и изысканно, много места не занимает. Или бюро – в современных интерьерах практически не встречается, но с удовольствием используется любителями старинной мебели. Этот французский столик с выдвигающимися ящичками – идеальное дополнение в дизайн-проект комнаты, достойной королей.
– Кресла, стулья, сундуки – все они должны быть деревянными. Да-да, этот стиль не терпит искусственности в материалах, хоть и с легкостью принимает ложный «антиквариат». Столики или буфеты из дуба, ореха или каштана от FOREST GROUP будут как нельзя кстати в интерьерах, напоминающих о Франции – ее шарме, изяществе и простоте.
Найдутся и противники использования техники состаривания мебели. Аргументы у них всегда одни и те же – зачем портить новые вещи, от того, что испорчено, принято избавляться, а не выставлять напоказ и так далее. Скажите это тем, кто собирает антиквариат – они с удовольствиям с вами поспорят.
Ваш покорный слуга считает иначе – мне кажется, что современная меблировка очень функциональная, но совершенно одинаковая и безликая. А комфортная обстановка и уютная атмосфера создаются как раз оригинальными деталями, которые приятно рассматривать и трогать. Они несут в себе особую энергетику, заряд, передающийся всем, кто с ними соприкасается.
Как состарить мебель из ДСП или древесины своими руками, не посещая мастер-классы? Читайте дальше – я буду вашим гидом в мире перевоплощений в стиле прованс.
Вопросы дизайнеру
Как состарить дерево в домашних условиях? Простые техники искусственного состаривания
Искусственно состаренная мебель станет отличным добавлением к обстановке любой комнаты, декорированной в старинном, деревенском, натуральном стиле или стиле шебби-шик. Искусственно состарить мебель легко, и для этого есть несколько простых техник, использующих разные материалы. Вы можете выбрать лишь одну из них или комбинировать несколько, чтобы придать мебели очень стильный, состаренный вид.
Подготовка мебели к состариванию
Выберите предмет мебели, который был покрыт краской. Протрите его влажной тканью, чтобы удалить загрязнения и пыль. Подготовьте рабочее место, застелите выделенное пространство полиэтиленовой плёнкой и приготовьте всё необходимое для работы.
Состаривание мебели средством для растрескивания краски (кракелюр)
Покройте все поверхности мебели средством для растрескивания краски. Наносите это средство малярной кистью, выполняя рекомендации на упаковке со средством. Ещё до того, как средство высохнет, покройте мебель латексной краской для внутренних работ того цвета, который будет контрастировать с цветом старой краски. По мере того, как краска будет высыхать, средство для растрескивания поможет появиться трещинам, сквозь которые будет просвечиваться старая краска, создавая неповторимый эффект очень старой мебели, покрытой несколькими слоями краски.
Состаривание мебели наждачной бумагой (потёртости)
Придать мебели состаренный вид можно и с помощью самой обычной наждачной бумаги. Начните с бумаги средней зернистости. Трите ею мебель в тех местах, где она должна была бы износиться при длительной эксплуатации: на углах и краях, а также на поверхностях, где люди садятся или кладут руки. Не зачищайте равномерно по всей поверхности. Определённые места должны быть потёрты сильнее, чем другие. В конце обработайте те же места наждачной бумагой мелкой зернистости, чтобы сгладить края перехода.
Состаривание мебели гвоздями (червоточины)
Неглубоко вбейте в некоторых местах на поверхности мебели по гвоздю. Потом выньте гвозди. Можно даже просто с усилием вдавливать гвозди в дерево, создавая круглые отверстия. Так у вас получатся «следы от червоточины». Эти отверстия тоже не должны располагаться равномерно. Просто сделайте в одном-двух местах небольшие группы из таких искусственных червоточин.
Состаривание мебели кремом для чистки обуви (загрязнение)
На ненужную тряпочку нанесите немного чёрного или коричневого крема для чистки обуви. Натирайте этим кремом те места, где на дереве есть резьба или мелкие детали. Затем чистой сухой тряпочкой протрите мебель, чтобы снять излишки крема. Крем для чистки обуви останется в углублениях и будет похож на многолетние скопления грязи.
Состаривание мебели паяльной лампой (обжиг)
Искусственно состарить краску можно и с помощью паяльной лампы. На короткие промежутки включайте лампу, чтобы дерево под воздействием жара изменило цвет. Всё время двигайте паяльную лампу, не позволяйте ей задерживаться на одном месте, иначе дерево может загореться. Направляйте пламя вдоль краёв или двигайте взад-вперёд по поверхности. Можно не обрабатывать весь предмет мебели, достаточно лишь добавить несколько обгорелых мест для достижения нужного эффекта.
Если вы выбрали этот метод, желательно для начала научиться управлять паяльной лампой или хотя бы поучиться у того, кто умеет с ней работать. Обязательно надевайте защитный костюм, потому что обращаться с огнём нужно осторожно. И выполняйте работу только на открытом воздухе или в специально предназначенной для этого мастерской.
Как состарить деревянную мебель своими руками
Работа с деревом приносит истинное удовольствие, и чем шире арсенал навыков столяра, тем более приятно работать с природным материалом. Сегодня мы познакомим читателей с основными техниками состаривания древесины своими руками, начиная от фактурирования, заканчивая окрашиванием и патинированием.
Отбор исходного материала
Далеко не каждой породе дерева можно придать эффектный вид состариванием. Безусловно, всё зависит от декоративного назначения в рамках определённой стилевой концепции интерьера и, в целом, личных предпочтений. И всё же для элементов декора под старину принято выбирать породы высокой и средней мягкости с неоднородной плотностью волокон.
Отлично подойдёт большинство хвойных пород: ель, сосна, тис, лиственница, пихта. Из лиственных пород можно смело выбирать тополь, фруктовые деревья, ольху, каштан, липу и иже с ними. Не вся мебель изготавливается из дерева, пригодного для браширования и состаривания. В некоторых случаях имеет смысл использовать накладные состаренные декоры, а основные части вскрыть умеренно тёмным лаком.
Если древесина подходит по качеству, её нужно предварительно осветлить. Убираются следы лакокрасочных материалов (ЛКМ), верхний посеревший слой зачищается наждачной бумагой до проявления фактуры. Пороки дерева придают особый колорит и не являются препятствием, но любые пятна и жирные загрязнения обязательно нужно вывести.
Браширование, создание рельефной поверхности
Первая часть процедуры состаривания — придание рельефа поверхности. Делается это путём выбирания мягких прослоек древесины между жёсткими волокнами. Основная работа ведётся металлическими щётками, стальными или латунными. Грубость щётки и толщина ворса должны выбираться соразмерно твёрдости определённой породы дерева.
Для состаривания выбирается поперечный срез детали, на котором тонкие твёрдые волокна чередуются с более широкими мягкими. При обработке фасадных частей мебели состаривают исключительно плоские участки, фрезеровку и канты нужно оставить нетронутыми. Все движения щёткой осуществляются строго вдоль волокон. Обрабатывая дерево в поперечном направлении, можно оставить риски на твёрдых волокнах, смотрящиеся не вполне уместно.
Щётку нужно со средним прижимом тянуть вдоль всей заготовки, добиваясь равномерного воздействия на всех участках. Распространенная ошибка — когда основное усилие при брашировании приходится на среднюю часть детали, а края остаются почти не обработанными.
Очень важно вовремя остановиться: рельефность не должна быть слишком сильно выраженной, оптимальная глубина борозд — не более 2 мм. Конечно, древесина неоднородна и в некоторых местах рыхлые прослойки могут образовывать более глубокие выемки, но так даже лучше.
Очень качественного результата можно добиться обжиганием дерева. Так не только ускоряется процесс выделения фактуры — при воздействии огнём дерево выгодно меняется в цвете.
Удаление дефектов фактурной обработки
После браширования вид детали ещё далёк от идеального. При старении в естественных условиях поверхность остаётся гладкой и приятной на ощупь. Выдирая мягкие волокна, вы неизбежно оставите большое количество тонких лохмотьев, их нужно обязательно удалить перед дальнейшей обработкой.
Делается это с помощью нейлоновых или сезалевых щёток-крацовок, ворс которых содержит абразивные частицы. Изначально художественную обработку дерева проводили именно такими щётками с малой жёсткостью, но браширование стальным ворсом существенно ускоряет процесс.
При обработке синтетической щёткой древесина станет ещё более фактурной, исчезнет «лохматость» и шероховатость внутри борозд. Чтобы окончательно сгладить рельеф, можно использовать стальную вату или мелкий абразивный порошок, которыми дерево натирается до появления лёгкого блеска.
Наконец, фактурную поверхность нужно тщательно отполировать. Это легче всего сделать войлоком с нанесённой на него бесцветной абразивной пастой. Также возможно использование шкурок-нулёвок на поролоновой основе. Иногда при брашировании борозды специально делают очень глубокими, чтобы затем шлифованием снять слой около 2–3 мм, добиваясь плоской поверхности с неглубокими выразительными прожилками. При финальной обработке рекомендуется пользоваться УШМ или роторными шлифовальными машинами: движение рабочей части по кругу на высокой скорости не оставит заметных царапин.
Работа электрическим инструментом
Электроинструмент может успешно применяться на всех этапах фактурной обработки, начиная с браширования и заканчивая полированием. Однако работа с ним требует большей осторожности: изделие очень легко испортить, не имея навыка предварительной работы.
Практически любая крацовка, хоть стальная, хоть синтетическая, может вести себя по-разному в зависимости от формы и толщины ворса. Некоторые щётки буквально «вгрызаются» в деталь сами, другие требуют достаточно сильного нажима. Лучше опробовать поведение инструмента на обрезках дерева, чтобы избежать неприятных неожиданностей.
Напомним ещё раз: движение ворса должно проходить строго вдоль волокон, особенно это важно на первых этапах грубой обработки. Браширование стальной щёткой не рекомендуется выполнять УШМ, у которых направление вращения контролировать достаточно сложно. Если вы не хотите тратиться на щёточную шлифовальную машину, используйте дрель с щётками-валиками или приобретите специальные насадки для болгарок.
Лак, морилка или краска
Когда фактурирование закончено, наступает второй этап состаривания — тонирование. В самом простом варианте поверхность просто вскрывается бесцветным лаком несколько раз для защиты от гниения и устранения маркости.
Более выраженный эффект можно получить, вскрыв дерево морилкой. Подобрав глубину тона в соответствии с используемой породой, вы придадите необходимую контрастность для выступающих рёбер и борозд. Для усиления эффекта морилку нужно вытирать сразу после нанесения: мягкие волокна в бороздах впитают её больше, чем твёрдые, и потому окрасятся в более тёмный цвет.
Обратного эффекта можно добиться с покрытием детали непрозрачным акриловым лаком светлого тона. Он густо наносится щёткой, затем вытирается сухой ветошью поперёк волокон, оставаясь только в глубоких прожилках. Твердые волокна красят в тёмный цвет тампонированием, используя тёмный полиуретановый лак.
Если вы хотите придать дереву вид настоящей старины и сделать его серым, используйте остатки стальной ваты. Их нужно замочить на несколько часов в чистящем средстве для снятия накипи и известняка, содержащем соляную кислоту. Наносится такая жидкость поролоновым тампоном, затем сразу вытираются излишки, и изделие сушится при комнатной температуре.
После тонирования любого рода нужно обязательно закрепить эффект и нанести несколько слоёв защитного лака. Лучше для этих целей выбрать прозрачный лак на полиуретановой основе, который затем достаточно легко отполировать до блеска.
Усиление эффекта старины патиной
Брашированное дерево может подвергаться патинированию, выглядят такие изделия очень эффектно. Предварительно фактурная поверхность вскрывается одним-двумя слоями лака, равномерно окрашивающим изделие. Ниже мы расскажем, как патинировать состаренную поверхность, этот эффект можно подчеркнуть такой же обработкой кромок и фрезерованных частей.
После этого на древесину тампоном наносится небольшое количество клея, и приглаживается медная фольга. Излишки убираются мелкой наждачной бумагой. Когда полоски меди останутся только на выступающих твердых волокнах, их протирают травящим химсредством или слегка обдают газовой горелкой. Здесь тоже не следует забывать о необходимости защитного лакирования.
Добиться эффекта патины можно и при помощи специального лака с металлизированными частицами. Наносится такой состав широким веером, заготовку нужно повернуть под небольшим углом. При этом учитывается максимально выгодное положение детали, чтобы при её размещении в интерьере были хорошо видны чередующиеся окрашенные и неокрашенные полосы.