Как оформить раздевалку в средней группе
Консультация для педагогов. Раздевалка, или «театр начинается с вешалки»
Консультация для педагогов
Раздевалка, или «театр начинается с вешалки»
Что первым видят дети и родители, придя в детский сад? Внутри группы детскому взору сначала предстаёт раздевалка. Сегодня мы с вами поговорим о том, как должна выглядеть хорошая раздевалка в ДОУ и что в ней должно находиться.
Начнем с требований, которые предъявляет государство к данному помещению. Оформление раздевалки в детском саду по ФГОС ДО не регламентируется четко, не указано, что именно тут должно находиться. Однако из некоторых пунктов текста закона можно сделать определённые выводы:
Раздевалка должна содержать:
1. Информация для родителей. ФГОС подразумевает, что обучение ребёнка в дошкольном возрасте – это процесс совместный, за который отвечает и ДОУ, и родитель. Таким образом, весь процесс должен контролироваться и обсуждаться. В раздевалке может присутствовать обязательная информация: Режим дня. Меню. Список периодов образовательной деятельности. Образовательная программа. Объявления. Другая информация, которую необходимо донести до родителей.
2. Информация для детей (например, памятка ПДД). Любые другие данные, которые позволят воспитателю контактировать с родителями по вопросам, освещенным в памятке. Это могут быть плакаты, стенды, расположенные на уровне глаз детей, установленные в соответствии с требованиями безопасности.
Раздевалка должна быть оформлена в ярком, непринужденном стиле, но при этом с возможностью продолжать образовательную деятельность даже здесь.
Таким образом, оформление раздевалки в детском саду по ФГОС не представляет собой ничего сложного (единственная проблема, присущая любому ДОУ – финансирование). Начнем с того, что посмотрим на помещение раздевалки свежим взглядом и определим как много места у нас есть? Как высоко будет расположена информация, сколько стендов может поместиться, и будут ли их кармашки расположены в один ряд или в два. Теперь определим основные направления информации для родителей: здоровье, безопасность, информация о группе, работы детей, информация специалистов, тема недели с советами для родителей, сезонные изменения, советы для родителей, объявления. Теперь соотнесем количество места (планируемых стендов) и количество информации. Мало места. Вопрос: какую информацию можно объединить? Какую стоит размещать не на стендах, а в папках передвижках? Рекомендованная частота сменности информации однородного типа – один раз в две недели. Если же стенд совмещает несколько типов информации, например, здоровье и безопасность, что делать? Стоит менять через неделю информацию о здоровье на информацию о безопасности, или сменять раз в 10 дней, чтобы родители успевали с нею ознакомиться. Составьте для себя график сменности стендов и придерживайтесь его в течении учебного года. Помните, что информация о лексической теме недели должна меняться вместе с темой.
Несколько слов о очень популярных стендах типа «Юные художники», «Мы рисуем», «Наш вернисаж» на которых выставляются детские работы. Здесь тоже нужно обратить внимание на то, как выглядит сам стенд (часто педагоги делают их своими руками из-за нехватки выделяемых средств) каким образом оформлены рисунки детей. Хорошо если сам стенд будет сделан из качественных материалов с аккуратными уголками, а каждая работа ребенка будет оформлена в рамочке. В таких мелочах проявляется уважение к труду юных художников и отношение к родителям малышей. Ведь первые рисунки детей предмет особой гордости для их родителей.
Обстановка Оформление раздевалки подразумевает наличие определённых предметов интерьера. Что же должно присутствовать в этом помещении? Именные шкафчики по количеству детей. В группах можно использовать наклейки с изображением зверей или растений. Скамеечки для переобувания, естественно, низкие, приспособленные для детей, а не взрослых. Обязательно оставьте место под зеркало. Взгляните на раздевалки новым взглядом. Зачастую они полны самых разных вещей, к которым мы воспитатели настолько привыкли, что давно перестали их замечать. Между тем, каждая вещь, так или иначе попавшая к нам в приемную, является по сути дела зашифрованным посланием, которое постоянно считывается подсознанием не только детей, но и родителей, приводящих детей в детский сад. Еще одним важным элементом, на который хочется обратить внимание, являются растения. Нет зрелища плачевнее, чем созерцание ранним утром, под лучами яркого весеннего солнышка полузасохших растений в неэстетичных горшках. И наоборот, присутствие живых хорошо ухоженных растений создает положительный эмоциональный настрой, как для детишек, так и для созерцающих эту красоту взрослых. Растений не должно быть много. Учитывая размеры наших помещений достаточно сделать 1-2 акцента из зеленых растений. Хорошо если они будут цветущими.
Палитра Последним шагом станет оформление раздевалки в детском саду в определённой цветовой палитре. Идеально, если это будут светлые, яркие и солнечные тона: желтый, красный, зелёный, светло-синий. В раздевалке обязательно должно быть окно. Вместе со сменой сезона, приходом весны, зимы или осени нужно изменить интерьер в группах в соответствии с наступившим сезоном. Здесь же нужно сказать и об отражении в интерьере названия группы. Во многих группах существует различные виды оформления, стилизованные под одну тематику – название самой группы («Ягодка», «Почемучки», «Непоседы», «Кораблик»), и др.
Мой детский сад
Информационный портал для родителей и воспитателей
Одеваем детей на прогулку в детском саду
Режим пребывания детей в ДОУ предполагает ежедневные прогулки. Они положительно сказываются на физическом, умственном, эмоциональном развитии, способствуют повышению иммунитета. Тогда как в старшей группе почти все ребята способны одеться самостоятельно и прекрасно знакомы с последовательностью действий, то в младшей группе с этим всегда есть проблемы. Рассмотрим, каким должно быть одевание детей в детском саду и как правильно построить алгоритм одевания.
Подготовка к прогулке
Малыши и повзрослевшие дошкольники должны знать четкое правило – нельзя одеваться и выходить на улицу без разрешения воспитателя. Многие непоседы, только осваивающие режим учреждения, рвутся на улицу в любое время. Чтобы этого не происходило, создайте особую атмосферу в качестве подготовки к предстоящему выходу. Например, введите традицию под названием «Хочу вернуться в чистую группу». Она будет заключаться в совместном приведении помещения группы в порядок.
Если детки каждый день перед прогулкой в ДОУ станут убирать за собой игрушки, раскладывать по полкам разбросанные книжки и карандаши, то традиция превратится в хорошую привычку — и после раздевания с прогулки не придется тратить время на чистоту. В юных сознаниях отложится алгоритм действий: сначала уборка, потом прогулка. В процессе уборки рассказывайте детям о предстоящих играх и наблюдении на улице, о погоде за окном. Их интерес возрастет, и они сами будут охотнее одеваться.
Алгоритм одевания
Взрослый человек способен рассуждать логически и даже новую для себя вещь наденет в тот момент, который этого требует. Ребенку тяжелее справиться с большим набором вещей, особенно если прогулка происходит в зимний период. Зима — это свитера, шарфы, перчатки, колготки – конечно, малышу, а порой и дошкольнику, запутаться очень просто. Нужна логичная понятная схема.
Правильный алгоритм лучше всего оформить в картинках, где одевание показано предельно наглядно. Помните о том, что вешать его на уровне глаз взрослого человека – бессмысленная затея. Расположить памятку нужно на уровне детских глаз так, чтобы каждому было удобно подойти и уточнить, что же в данный момент стоит надеть. Как наглядное пособие может выступать кукла, расположенная в раздевалке. На ней в свободное от прогулки время, дети могут тренироваться и оттачивать свои знания на предмет одевания и раздевания. Постепенно последовательность действий в картинках будет усваиваться, дети станут собираться быстрее.
В какой последовательности нужно одеваться на прогулку | |
---|---|
![]() |
1. Надеваем колготки |
![]() |
2. Надеваем носки |
![]() |
3. Надеваем футболку |
![]() |
4. Надеваем штаны |
![]() |
5. Надеваем свитер или кофту |
![]() |
6. Обуваемся |
![]() |
7. Надеваем шапку |
![]() |
8. Надеваем куртку |
![]() |
9. Завязываем шарф |
![]() |
10. Надеваем перчатки или варежки |
Несколько правил
Малышам 3-4 лет, безусловно, самостоятельно справиться с одеждой и проследить за полноценным ее составом на себе очень трудно, даже невозможно (конечно, если речь не идет о летних прогулках, когда переодевание, одевание и раздевание сводится к минимуму). Задача воспитателя ДОУ – помочь каждому ребенку, но не в форме опеки, а в форме подсказок и игр. Придерживаться алгоритму надевания вещей на картинках важно, но все-таки стремление к самостоятельности необходимо. Чтобы процесс сборов не слишком не затянулся, введите ряд правил для ребят:
- Одеваться каждый дошкольник может только возле своего шкафчика.
- Друг другу надо помогать.
- О помощи нужно попросить и благодарить за ее оказание.
- Любая одежда должна лежать на своем месте (верхний ярус в шкафу — для сменной одежды) и желательно должна быть доступна в той последовательности, которой будет соответствовать алгоритм одевания.
- Доставать из шкафчика ребенок должен только то, что намерен надеть, не сбивая последовательность.
Детям должно быть удобно и весело одеваться на прогулку, ведь им предстоит делать это ежедневно. Необходимо, чтобы навыки ребят имели развитие. Воспитатель ДОУ не должен забывать и о безопасности здоровья своих подопечных – одевшиеся раньше остальных дети могут успеть вспотеть и на холодном воздухе простудиться. Продемонстрируйте деткам и то, каким должно быть раздевание, снимая в обратной последовательности вещи. Бдительность педагога и хорошее настроение ребятишек, приходящих в детский сад – залог успешной прогулки. А после прогулки не забудьте помыть руки!
Как оформить раздевалку в детском саду?
Каждое утро детей в детском саду встречает раздевалка. На скамейках можно рассказать, как прошел день, потянуть время, если не хочется расставаться с родителями. Раздевалка является лицом группы. И какое оно будет – зависит от воспитателя.
В детском саду начинать оформление раздевалки следует со стен. Они должны быть покрашены в спокойные тона, к примеру, в голубой. Их не только можно покрасить, но и снабдить полезной и необходимой информацией. Стенды, покрашенные в один спокойный оттенок, не будут вызывать раздражение. Информация, которая находится на стендах, будет полезна родителям, которые ожидают ребенка, когда он выйдет из группы. На них можно вывесить информацию – как следует играть с ребенком, какие книги читать и т.д.
У входа в раздевалку повесьте красочное меню, на котором можно узнать, чем кормят детей.
Например, назовите группу «Облачко» и оформите ее в одном стиле. Повесьте стенды: «Для вас, родители!» – с полезной для них информацией. Можно вывесить фото как дети закаляются. Для знакомства с детьми группы сделайте стенд «Веселый поезд». Поместите работы ребят «Наш вернисаж», чтобы родители смогли увидеть результаты их труда. Также на «Полянке творчества» выставьте поделки из пластилина.
Шкафчики являются главным персонажем в раздевалке. Сюда дети вешают свою одежду, переодеваются. Обычно все шкафчики в одном цвете, оживите их немного, сделайте красочными. Прикрепите к ним наклейки, к примеру, из серии «Животные». Приготовьте рисунки, покажите детям, пускай каждый себе выберет картинку. Над каждой эмблемой сделайте облачко с номером шкафчика.
Родители тоже могут помочь в оформлении раздевалки, особенно когда у нее очень неопрятный, неприглядный вид.
Еще один вариант оформления: на всю стену можно сделать паровозик с кармашками формата А4.
Нарисуйте детали на газете, вырежьте, перенесите на плотную матовую цветную бумагу формата А2.
Нарисуйте на компьютере глазки, распечатайте на цветном принтере на глянцевой бумаге.
А вы знаете, что число дней недели совпадает с количеством цветов радуги?
Используйте эти цвета для оформления. Прикрепите к каждому вагончику помощников веселые картинки животных, героев мультфильмов и т.п. Окошки с информацией оформите в виде окон вагончиков. Подрежьте пластик по форме занавесок, которые также нарисуйте на компьютере. За окном создайте городской пейзаж, картинку из Интернета обработайте размытием в движении или фильтром акварели.
Цвета букв подберите на компьютере под цвет вагончиков, распечатайте на глянцевой бумаге. Теперь они будут выглядеть нарядно, даже когда окошки для информации пустуют.
Помощников сделайте из глянцевой распечатки и гофрокартона, затем прикрепите к составу при помощи магнитов.
Если на стене оборваны обои, спрячьте их под красивым орнаментом, который можно найти в интернете.
В соответствии со временем года можно менять украшения в раздевалке: осенью – вешать разноцветные листья; зимой – сделать все в белой гамме, развесить снежинки; летом добавить красивых бабочек из бумаги; а весной – зелени.