Как сделать занавес для сцены своими руками
Сценический словарь
Авансцена. Та часть сцены, которая расположена между зрительным залом и занавесом. Именно на ней в драматическом театре проходят те небольшие куски представления, которые нужны для перехода от одной основной картины к другой. В это время за закрытым занавесом меняются декорации и мизансцена.
Арьерсцена. Представляет собой продолжение основной сцены. Одновременно и резервное помещение для хранения декораций и средство, визуально увеличивающее пространство.
Декорация. Создаёт ту обстановку, в которой происходит действие. В современном театре от понятия декорация стали переходить к такому определению, как сценография. Сейчас в театре очень много иносказаний, еле заметных намёков. Для этого используется всё, начиная от реквизита и заканчивая расстановкой актёров в мизансцене. Говорить о роли декораций в образе спектакля уже не принято, именно сценография передаёт всё то, что хотел сказать режиссёр. А декорация представляет собой лишь дополнение, зачастую совсем незначительное.
Задник. Может представлять собой как просто часть одежды сцены, так и живописный фон спектакля. Если задник дополняет собой декорации, на нём может быть соответствующее изображение от внутреннего убранства помещений, до пейзажей. Задник может меняться по ходу представления. В современном театре режиссёры всё чаще уходят от конкретных изображений к более абстрактным, передающим скорее общий дух спектакля, чем иллюстрирующим конкретную сцену.
Занавес. Полог из ткани, разделяющий сцену и зрительный зал. Занавесы могут опускаться на сцену сверху, либо раздвигаться в разные стороны. Также встречаются занавесы, сочетающие в себе возможности обоих типов. У занавеса есть несколько важных ролей:
- сокрытие от зрителей мизансцены до начала действия
- символ, обозначающий начало действия и его окончания
- иногда по решению режиссёра может быть частью сценографии. Такой занавес способствует развитию действия и работает на общую атмосферу спектакля
В больших театрах существуют также такие понятия, как противопожарный занавес и супер-занавес.
Зеркало сцены. Этот термин означает непосредственно то видимое зрителю пространство, в котором происходит сама мизансцена. Фактически зеркалом сцены можно назвать основную сцену.
«Карман». Так называемый карман сцены представляет собой помещения с двух сторон от пространства сцены. В них хранятся куски декораций различных спектаклей, происходит их монтаж. Были созданы для того, чтобы ускорить процесс выноса декораций во время смены мизансцены. Декорации ставятся на специальные движущиеся площадки и на них вывозятся на сцену.
Колосники. Специальный настил, расположенный непосредственно над сценой. Благодаря им возможен спуск и подъём наверх частей декораций и реквизита. Когда этого требует сценография, именно с колосников могут рассыпать снег и другие элементы бутафории. Эта часть убранства сцены содержит всё то, что помогает вести спектакль, но должно быть незаметно зрителям: театральные прожекторы, дополнительный реквизит, различные атрибуты, которые участвуют в сценографии.
Кольцо-круг. Состоит из двух частей. Первая – сценический круг, также его называют поворотный круг. Интереснейший элемент сцены, расположенный в планшете сценической коробки. Был изобретён в самом начале прошлого века. При помощи людей, двигающих специальный поршень под сценой, круглая часть сцены могла вращаться в нужном режиссёру направлении на уровне пола. Сейчас его движение полностью автоматизировано. Это позволяет создать особую динамику на сцене. Вторая часть – кольцо. Оно может или поворачиваться вместе с кругом или в противодействие ему. Благодаря этим элементам у режиссёра есть возможность организовывать интереснейшую сценографию на своём спектакле.
Кулисы. Та самая часть, которая скрывает от зрителей всё пространство по бокам сцены. Как правило, они состоят из ткани и представляют собой часть одежды сцены. За кулисами стоят актёры, готовящиеся к выходу, декорации, лежит весь необходимый в ближайших сценах реквизит. Могут также входить в сценографию сцены и представлять собой часть декорации по решению режиссёра.
Одежда сцены. По сути это всё тканевое обрамление сцены. Это и кулисы, и задник, и падуга и другие тканевые детали, которые используются для создания сценического пространства. От выбора одежды сцены в очень многом зависит впечатление и от самого театра, и от спектакля. Именно поэтому важно, чтобы одежда сцены была безупречна и выполняла свои функции. Если режиссёр решает включить одежду сцены в сценографию, необходимо следить за тем, чтобы она была выполнена в одной стилистике и никакие детали не выбивались из общего образа.
Падуга. Полосы ткани наверху сцены. Они служат для сокрытия от глаз зрительного зала всего технического оснащения, колосников, фермы для светового оборудования. В зависимости от сценографии могут быть окрашены в неброские цвета, или входить в часть декораций. Например, представлять собой изображение неба.
Планшет. Непосредственно сам пол сцены. Он может представлять собой как цельный идеально гладкий настил, так и сложную механику с кольцом, кругом и частями, которые при необходимости могут подниматься или опускаться под сцену.
Подзор. Это та падуга, которая расположена ближе всего к залу. За ней скрывается первый ряд осветительных приборов.
Портал сцены. Та рама, которая обрамляет зеркало сцены. Портал может быть постоянным. В таком случае имеется ввиду те границы, которые были заложены архитектором. Также бывают временные порталы. Они нужны, если необходимо изменить размер сцены на время спектакля, либо на время мизансцены.
Просцениум. Термин, пришедший к нам из древней Греции. Там так называли непосредственно пространство для игры актёров. В современном театре так называют переднюю часть сцены. По сути может быть синонимом авансцены.
Рампа. Бортик вдоль всей авансцены, прячущий от глаз зрителей освещение. Именно за ней располагаются приборы для освещения сцены с нижнего переднего края.
Софит. (см. Софитный подъем) Сложная конструкция наверху сцены, на которой крепятся все осветительные приборы. Последовательность расположения ламп на софите зависит от сценографии спектакля и задумки режиссёра. Свет, расположенный на софите в стратегических местах и включающийся в нужное время, может сыграть большую роль в атмосфере спектакля.
Штанкет. Необходимая деталь для каждой сцены. На неё крепятся все декорации, которые необходимо поднимать, либо спускать по ходу представления. Представляет собой длинную и прочную алюминиевую ферму на подвесах.
Занавес в актовом зале школы.
Тема раздела Широка страна родная в категории Закуток; Думал, сперва написать в дневнике про это, поскольку там можно удалять горлопанов не по теме, но есть несколько решений, которые .
Опции темы
Занавес в актовом зале школы.
Думал, сперва написать в дневнике про это, поскольку там можно удалять горлопанов не по теме, но есть несколько решений, которые могут быть интересны форумчанам, да и Михаил пока в «отпуске», а когда выйдет, думаю тема уже сойдет.
Предыстория.
В школе несколько десятилетий назад был сделан кинотеатр в актовом зале, сразу посте строительства. Сделали два занавеса, сцены и экрана, а также такие же приводы на затемнение зала.
Со слов старожил работать это перестало сразу, после приемки здания школы.
Там и правда все было сделано кустарно, несмотря на то, что электрика была выполнена явно профессионалами, некоторая механика просто поражала коленкопроизводством.
Мало того все лебедки стояли прямо на сцене и учитывая, что управление ими велось из будки механика, то вероятность получения травмы была архивысока.
Для работы пришлось построить вышку. То, что продавалось готовое было либо дорого (от 20 тыр), либо тяжелым. Купил в Леруа Мерлене комплект Sten, они есть низкий и надставка для высокого. Один с помостом и один с основанием более широким. Я взял два с помостами и один с основанием. В Мерлене они стоят около 3,5 тыр каждый.
После сборки, того, что указано в инструкции понял, что и с высотой они наврали, я не дядя Степа и находиться вверху некомфортно. Докупил еще один комплект с помостом и несколько профилей 2-х метровых 20х20, и трех метровые и 2-х метровые правила для усиления. Распилил пополам одну лестницу и собрал вышку. Наверху потом приторочил полочку для инструмента.
Это она после разборки. Все части и мешочки с крепежом:
Получилось потрясно. Можно было плясать наверху, в рамках площадки, не смотря на мои 110 кг веса. Первое время привязывал верх вышки цепями к трубе на потолке, а потом понял, что никакой необходимости в этом нет.
Далее демонтаж старья сверху и со сцены.
После суточного поиска в инете понял, что самая дешевая лебедка стоит 23 тыр, и к ней еще надо шкаф управления за 16. Таких денег не было. Не было и денег на дорогу под занавес, она стоила минимум 2 тыр за метр, а сцена в зале шириной 10 метров.
Решил делать тросовую навеску штор. Благо шторы были не тяжелые, хотя размер каждого полотна 5х7,5 метров.
Привод решил сделать от ворот, наиболее подошел, что нашел, шафт 30 от Дорхана, стоимостью около 13 тыр. При этом вся электроника и концевики с регулировками, у него уже на борту. То есть никаких шкафов управление покупать и делать не надо. Закрепил его на простенке, под краем занавеса, с помощью двух плит S4, с приваренными болтами, чтоб обеспечить регулировку натяжения троса без изменения регулировок конечных положений.
К нему докупил брелоки, шпонку и кусок вала со стойками с подшипниками. Также пришлось купить самые большие барабаны под трос (продают только по два), за 7 тыр-пара. Барабаны пришлось брать большие, поскольку при маленьких по расчетам, скорость открывания занавеса была бы очень медленной. Маленькие стоили около 2 тыр. Трос привода 3 мм, перекинут через три шкива, два над приводом и один горизонтально расположенный, с другой стороны. На барабанах пришлось сделать возможность закрепить концы троса с двух сторон.
Шкивы взял старые, просто перебрал и доработал напильником.
Шторы повесил на карабины резьбовые на трос. Трос сперва взял в пластике 5х6. Сам трос 5 мм, и пластик снаружи до 6. ВОНЮЧИЙ собака.
Оказалось, что карабины по нему едут плохо из-за высокого трения. Пришлось трос заменить на голый и 6 мм.
Чтобы при закрытии штор оставались сборки сперва использовал веревку, с завязанными на ей петлями, которую потом заменил на цепочку.
Чтобы шторы не собирались в соплю, при открытии, между карабинами поместил куски полипропиленовой трубы для воды. Нарезал втулок, разрезал каждую вдоль и надел через прорезь на тросу. Они отлично сжались, даже реза не было видно.
Но когда все запустил, оказалось, что по 25 карабинов с каждой стороны сильно гремят по тросу и немного шумновато.
Сутки думал, что сделать, а решение оказалось проще простого. Вырезал сегмент из втулки, что из полипропиленовой трубы, сделал на каждой по две канавки и просунул в карабин. Убил сразу двух зайцев: стало тихо, и не раскрутятся карабины – гайки зажало пластиком. Слева – старое, справа – новое.
Осталось закрыть барабан и часть троса от занавесок и загородить крышками старых парт окна на сцене: как они раньше этого не сделали, не понимаю, ведь запросто дети могли в окно через стекло вылететь.
На следующий учебный год оставил себе второй занавес и есть идея на таком же приводе сделать опускаемую трубу перед экраном, для монтажа декораций.
Последний раз редактировалось Karalexey; 22.05.2013 в 13:02 .
Занавес театральный. Оборудование и оформление сцены театра
Каждый, кто бывал в театре, помнит, что занавес театральный является важной частью интерьера и оформления сцены. Этот атрибут претерпевал значительные изменения с развитием технической мысли и эволюцией театрального искусства. И сегодня занавес сцены – это на просто кусок материи на шнуре, а технически сложное оборудование с множеством возможностей и функций.
История
Впервые занавес сцены был использован еще в театре Древней Греции. Он сигнализировал о начале и завершении театрального действия. Занавес как сложное оборудование был изобретен примерно в 17 веке, когда бурным ходом шло развитие театральной сцены. В это время появились подвижные декорации, все большее внимание художников-постановщиков уделялось сценографии, и занавес становится не только техническим элементом в смене картин, но и дополнительной выразительной возможностью.
В 18 веке оформление сцены и занавес стали важной частью раскрытия сюжета пьесы. Порой они играли очень важную роль. С появлением сцены-коробки занавес приобрел новое значение и стал неотъемлемым элементом постановки.
В 20 веке сценографы еще больше укрепляют чрезвычайную важность этого элемента оформления сцены. Стали частыми проекты, в которых специально для спектакля готовились занавесы. Например, для постановки лермонтовского «Маскарада» в Мариинском театре известный театральный художник А. Головин создал 10 занавесов для каждой перемены картин.
Назначение
В первую очередь занавес театральный выполняет функцию ограждения сцены от глаз зрителей. Он не дает увидеть оформление и декорации до начала действия, отгораживает сцену на время смены обстановки. Но, кроме того, у занавеса есть и эстетические задачи. Во-первых, он сигнализирует о начале представления. Раскрытие занавеса переносит зрителя в мир фантазии, в этот момент он настраивается на атмосферу условности и иллюзии театра. Во-вторых, занавес может использоваться как часть художественного пространства спектакля и даже как отдельный персонаж. Например, в «Гамлете» Театра на Таганке он играл роль Времени, Судьбы, Рока и т.п.
Занавес является дополнительным выразительным средством, например? легкие драпировки или стилизованные шторы могут создавать иллюзию какой-то местности или помещения. Даже отсутствие оного может быть определенным художественным принципом – некоторые современные театры отказываются от него. Так работает детище К. Райкина «Сатирикон».
Устройство и оборудование
Театр, сцена только со стороны зрительного зала выглядят парадно и даже романтично. Еще в момент изобретения занавес представлял собой довольно сложный механизм, который со временем сильно модернизировался. Для обеспечения плавного, синхронного и равномерного сдвижения и раздвижения занавеса используется единая приводная система. Сначала она работала на ручной тяге, впоследствии – на электрической, сегодня же регулируется компьютерным управлением.
Подъемно-опускной механизм обеспечивает равномерное движение очень тяжелой конструкции. Для того чтобы боковые части не колыхались, к ним прикрепляются тяжелые направляющие. Самая сложная конструкция обеспечивает и сдвижное движение, и подъемное. Для работы занавеса строится так называемая дорога. Существует несколько ее разновидностей: линейна, нелинейная, тросовая. Сегодня для движения занавеса используются сложные рельсовые системы, которые контролируются с пульта дистанционного управления.
Типологии
Выполняя многочисленные задачи, занавес театральный может быть разных видов. Есть несколько классификаций: по способу раскрытия, по функции в спектакле, по исторически сложившимся способам драпировки. Также можно выделить виды занавесов по способу управления и тяги, в этом случае называют ручные, механические, электрические и электронные механизмы.
Существуют попытки классифицировать драпировки сцены по материалу, из которых они изготавливались. Так, выделяют бархатные и полотняные занавесы. Но такое деление несостоятельно, поскольку занавес – это многослойная конструкция, которая включает внешний слой, а также внутренний, теневой, каждый из которых шился из разных тканей.
Виды по способу раскрытия
По траектории движения выделяются такие виды театральных занавесов, как раздвижные и подъемно-опускные.
Механизм раздвижного изделия должен обеспечивать полное перекрытие сцены от глаз зрителей, этому способствует особая конструкция с большим запахом – заходом одного полотна на другое. Полотна монтируются на разных направляющих, и при сближении одно заходит за другое. Также сдвижной механизм должен обеспечивать синхронное движение полотен. Оно основано на единой системе привода.
Каждый театр, сцена для которого – это его сердце, заботится о том, чтобы механизм управления занавесом всегда работал безупречно: быстро, безотказно, синхронно и бесшумно. Считается, что раздвижной занавес обладает большими выразительными возможностями, чем опускающийся. Складки, ритм движения отличаются способностью передавать эмоцию. Таким занавесом гордится Большой театр, большая сцена которого украшена великолепным раздвижным полотном в виде гобелена.
Подъемно-опускные механизмы – более древние по возникновению. Еще в древнегреческом театре был занавес, который перед началом представления опускался в специальную прорезь и поднимался из нее по окончании зрелища. Механизм опускания основан на системе противовесов, от раскачивания полотно предохраняют специальные направляющие по бокам.
Также существуют комбинированные занавесы, в которых сочетаются возможности горизонтального раздвижения и вертикального подъема-опускания. Они представляют собой максимально сложную конструкцию.
Кроме того, можно встретить и складные занавесы, в которых полотно складывается в одно, два, три или четыре сложения. Такие модели позволяют закрыть только верхнюю половину сценического пространства и являются дополнительной декорацией.
Важный элемент спектакля
Возможности занавеса используются в создании спектакля, и по этому признаку их делят на игровые и антрактные. Антрактный занавес театральный является средством отгораживания пространства сцены перед началом каждого действия и для завершения спектакля. Эти модели являются элементом постоянного оформления сцены. Игровые модели создаются специально под определенные спектакли и являются частью сценографии. Они могут быть составляющей общей декорации, играть роль изобразительной увертюры, располагаясь на нулевом плане сцены. Игровые занавесы призваны создавать особую атмосферу спектакля, и сочетаются с ним по стилю и жанру.
Световой занавес
Есть особая разновидность, которая создается при помощи света. Современное театральное оборудование позволяет заменить материи светом от прожекторов, который и будет выполнять функцию занавеса. Принцип его работы состоит в засветке взвешенных в воздухе частиц. Есть два варианта создания такого занавеса: горизонтальный и рамповый. В первом случае ряды света прожекторов направляются горизонтально навстречу друг другу. Для обеспечения равномерности занавеса его нередко поддерживают черным, бархатным задником сцены. Второй способ заключается в направлении узких световых потоков из щели в авансцене в потолок зрительного зала, который обит черным бархатом. Световой занавес отлично выполняет функцию перекрытия сцены от взглядов зрителей, а также играет роль особого выразительного приема, который при многократном повторе только усиливает свой эффект.
Исторические типы
Также существует несколько вариантов занавесов, получивших наименования в честь театров, в которых они применялись. Так, существует австрийская модель, которая отличается сборками в виде больших складок, подбирающих полотно вверх. Сходный рисунок имеет и венецианская разновидность, она только украшена дополнительно вертикальными складками. Занавес, получивший название «итальянский», является очень часто встречающимся в классических театрах. Он состоит из двух вертикальных полотен, которые за нижние углы поднимаются кверху. Также существуют следующие разновидности: кабуки, Полишинель, занавесы Вагнера и Брехта.
Оформление
Кроме конструктивных различий занавесы, конечно, могут иметь особый дизайн. Очевидно, что оформление сцены должно сочетаться с интерьером театра, а также подходить под играемый спектакль. Нередко постановщики создают специальные занавесы к своим постановкам, кроме того, знаменитые театры часто имеют свои уникальные занавесы, которые становятся их фирменным знаком. Так, Большой театр, большая сцена которого украшена историческим «золотым» занавесом, потратил немало сил и средств на восстановление этого знаменитого изделия. В Мариинском театре занавес А. Головина 1914 года считается официальной эмблемой. Так же, как занавес МХАТа, созданный вместе с проектом здания и интерьером Ф. Шехтелем.